четверг, 24 апреля 2014 г.

Йорг Кастнер. Число зверя

Йорг Кастнер. Число зверя
Ренато Сорелли встретил свою смерть со счастливой улыбкой на лице, которая никак не вязалась с выжженным на его лбу числом 666. Расследование ритуального убийства этого высокопоставленного члена Общества Иисуса поручено иезуиту Паулю, его приемному сыну. Вместе с комиссаром полиции Клаудией он спустится в римские кагакомбы в поисках разгадки… Неужели древний бог, заточенный под могилой святого Петра, вот-вот пробудится к новой жизни?

Глава из книги:

– Копия некой реликвии? – Альдо скорчил гримасу, повторяя слова репортера. – И откуда наш фантазер это взял? Он ведь даже не видел кинжала. Иногда мне хочется задушить этих телевизионщиков!

– Мне тоже, – поддержал его монсеньор Уэхара и выключил телевизор, прежде чем рыжеволосая комментаторша успела углубиться в следующую тему – наступление наземных войск США в Афганистане. – Но поскольку даже мысль об этом есть грех, я быстро ее подавляю. Однако, разумеется, мне все равно придется в ней исповедаться. – Он снова сел и посмотрел на полицейских. – Так, значит, информация о кинжале неверна?

– Частично верна. – Клаудия достала пакет с кинжалом. – Да, религиозный мотив на нем есть, но назвать его реликвией…

Уэхара со всех сторон рассмотрел орудие убийства, после чего передал его Олиндо Тарабелле.

Глобальная машинка

Первый "Зингер"

Как Исаак Меррит Зингер создал крупнейшую корпорацию своего времени.

Те, кто посещает Питер впервые и попадает на угол Невского проспекта и канала Грибоедова, не могут не обратить внимания на необычный шестиэтажный дом в стиле модерн с полусферической башней, которую венчает шар. Таблички «Компашя Зингеръ» указывают нам на происхождение этого здания, служившего не только российским офисом прославленной фирмы, но и бизнес-центром северной столицы. Невольно задумываешься: если в далекой России «Зингер» мог позволить себе такую штаб-квартиру, то каковы же были его активы?

Энн Перри. Невидимка с Фэрриерс-лейн

Энн Перри. Невидимка с Фэрриерс-лейн
Во время посещения театра Томас и Шарлотта Питт стали свидетелями трагедии – на их глазах скоропостижно скончался судья Апелляционного суда Стаффорд. При умершем была найдена фляжка, в которой плескался виски… с лошадиной дозой опиумной настойки. Сразу исключив возможность самоубийства, Питт начал расследование обстоятельств смерти судьи. И выяснил, что на днях Стаффорд интересовался материалами дела пятилетней давности. Томас помнил это нашумевшее преступление, взбудоражившее все английское общество – настолько необычным и жестоким оно было. Убийцу единогласно осудили и повесили. Но зачем судье было вытаскивать на свет старое дело? Не связана ли его смерть с тем, что он откопал новые обстоятельства, в корне меняющие картину преступления? А раз так, то истинный убийца, возможно, еще гуляет на свободе…

Отрывок из книги:

В воскресенье Питт не имел возможности продолжить свое расследование. Все присутственные места были закрыты, и он не сомневался, что люди, с которыми ему захотелось бы переговорить, сегодня вне досягаемости или же не будут настолько любезны, чтобы уделить ему свое время и внимание, помогая в получении необходимой информации, или хотя бы чтобы поделиться впечатлениями.

Поэтому он провел этот замечательный день дома, с Шарлоттой, Джемаймой и Дэниелом. Стояла совершенно безветренная осенняя погода. Солнце в туманной дымке освещало все мягким золотистым светом, небо казалось высоким, и можно было представить, что за стенами сада не Лондон, а, напротив, сады и поля, на которых убирают урожай.

Otto против Amazon

Михаэль Отто
Актуальны ли купеческие традиции в цифровом мире.

Бизнес семьи Михаэля Отто с совокупным состоянием $18,4 млрд занимает такое же место в розничной торговле послевоенной Германии, что и Walmart, Sears и Target в США. Но сейчас семидесятилетнего бизнесмена с голубыми глазами беспокоит история неудавшегося проекта в Бангладеш.

Вместе с нобелевским лауреатом Мухаммадом Юнусом он задумал построить там швейную фабрику, все доходы которой должны были вернуться в местное сообщество и пойти на строительство школ и больниц. Но социальный проект так и не был реализован — чиновники потребовали взяток за подключение к электросетям, которое иначе затянулось бы на пять лет. Otto отказалась. «Невероятно, — говорит Отто, барабаня по деревянному столу в своем кабинете. — Кажется, правительство должно быть счастливо, когда кто-то строит фабрику и оставляет заработанные деньги в стране». И сразу же просит прощения: «Я очень редко барабаню по столу; просто мне кажется, что должен быть способ решать проблемы по-человечески, цивилизованным способом».

Именно так обычно и действует Otto Group, в которую входят 123 компании в го странах; ее прогнозируемая выручка по итогам прошедшего финансового года должна превысить $16,4 млрд. Немцы мечтают работать в этой компании; ее сотрудники никогда не устраивали забастовок против руководства, которое настоятельно рекомендует менеджерам не работать в выходные и по праздникам. «Работа на износ становится серьезной проблемой, люди всегда напряжены, — объясняет Отто свою позицию. — Нужно иногда расслабляться».

Джон Вюббен. Контент — это валюта. Как разрабатывать продающий контент

Джон Вюббен. Контент — это валюта. Как разрабатывать продающий контент
Большинство компаний тратят основную часть времени и бюджетов на то, чтобы сделать свой сайт привлекательным внешне и удобным в навигации. Но чаще всего тому, чем собственно будет наполнен сайт — контенту — они уделяют мало внимания. Не понимая важность контента, компании рассматривают свой сайт как нечто, что нужно поскорее заполнить текстом и картинками. И многое теряют.

В этой книге автор выделяет три столпа качественного контента — удобство для пользователя, популярность для поисковиков и конверсию в продажи, — и дает конкретные советы и инструменты для работы с каждым из них. Кроме того, автор рассказывает о контенте для мобильных устройств, оптимизации контента для социальных сетей, подкастах, видеороликах и email-рассылках.

О правильном контенте и том, как им управлять. Широкий охват темы: автор рассматривает все виды контента — от текстов для сайта до подкастов и рассылок. Рассматривается как b2c, так и b2b-маркетинг.

Книга будет полезна всем, кто занимается контентом: маркетологам и директорам по маркетингу, владельцам и руководителям малого и среднего бизнеса.

Глава 2. Анализируем ваш сетевой и мобильный контент

Анализ имеющегося у вас сетевого контента и присутствия в мобильном пространстве — это очень важный первый шаг на пути к максимальной эффективности контента и запуску механизма контент-маркетинга, работающего на ваш бизнес. Для кого-то это упражнение окажется простым. Единственный контент, который им придется анализировать, — это тексты на сайте в интернете, состоящем из пяти страниц и созданном десять лет назад. Для других, особенно для крупных корпораций, такой анализ может занять недели, даже месяцы.

Джон Вюббен. Контент — это валюта. Как разрабатывать продающий контент

Джон Вюббен. Контент — это валюта. Как разрабатывать продающий контент
Большинство компаний тратят основную часть времени и бюджетов на то, чтобы сделать свой сайт привлекательным внешне и удобным в навигации. Но чаще всего тому, чем собственно будет наполнен сайт — контенту — они уделяют мало внимания. Не понимая важность контента, компании рассматривают свой сайт как нечто, что нужно поскорее заполнить текстом и картинками. И многое теряют.

В этой книге автор выделяет три столпа качественного контента — удобство для пользователя, популярность для поисковиков и конверсию в продажи, — и дает конкретные советы и инструменты для работы с каждым из них. Кроме того, автор рассказывает о контенте для мобильных устройств, оптимизации контента для социальных сетей, подкастах, видеороликах и email-рассылках.

О правильном контенте и том, как им управлять. Широкий охват темы: автор рассматривает все виды контента — от текстов для сайта до подкастов и рассылок. Рассматривается как b2c, так и b2b-маркетинг.

Книга будет полезна всем, кто занимается контентом: маркетологам и директорам по маркетингу, владельцам и руководителям малого и среднего бизнеса.

Глава 1. Что такое контент-маркетинг, зачем он вам нужен и как максимально увеличить его эффективность?

Теперь вы знаете, чего ожидать от книги, но как применить знания к своему бизнесу? Как извлечь выгоду из полученной информации? Все начинается с основ контент-маркетинга.

Среди читателей этой книги наверняка окажутся представители всех уровней знаний в области онлайн-маркетинга: от «первоклашек», едва запустивших свой первый бизнес, до более опытных участников рынка, находящихся в поиске новых стратегий или информации о новых техниках. Чтобы обучение шло на равных, будем считать, что большая часть моей аудитории — новички. То, что происходит в мире бизнеса, мои впечатления от бесед, консультирования, опыт работы в интернете позволяют сделать вывод: 80% компаний, какими бы сведущими они себя ни считали, имеют весьма ограниченное представление о сетевом и мобильном контенте и о том, какое влияние он на них оказывает. Но у этой ситуации есть и положительный аспект. А значит, ваш крупный успех в интернете впереди!

Джон Вюббен. Контент — это валюта. Как разрабатывать продающий контент

Джон Вюббен. Контент — это валюта. Как разрабатывать продающий контент
Большинство компаний тратят основную часть времени и бюджетов на то, чтобы сделать свой сайт привлекательным внешне и удобным в навигации. Но чаще всего тому, чем собственно будет наполнен сайт — контенту — они уделяют мало внимания. Не понимая важность контента, компании рассматривают свой сайт как нечто, что нужно поскорее заполнить текстом и картинками. И многое теряют.

В этой книге автор выделяет три столпа качественного контента — удобство для пользователя, популярность для поисковиков и конверсию в продажи, — и дает конкретные советы и инструменты для работы с каждым из них. Кроме того, автор рассказывает о контенте для мобильных устройств, оптимизации контента для социальных сетей, подкастах, видеороликах и email-рассылках.

О правильном контенте и том, как им управлять. Широкий охват темы: автор рассматривает все виды контента — от текстов для сайта до подкастов и рассылок. Рассматривается как b2c, так и b2b-маркетинг.

Книга будет полезна всем, кто занимается контентом: маркетологам и директорам по маркетингу, владельцам и руководителям малого и среднего бизнеса.

Введение

Контент. В эпоху интернета это слово приобрело особое значение, оно дало возможность высказаться любому человеку. Через письменные тексты, видео, аудио, через все разнообразие своих форм контент несет историю вашего продукта, продвигает ваш бренд сразу в сердца и умы потенциальных покупателей и других людей. Без контента сеть была бы всего лишь пустой оболочкой из графики, бессмысленных меню навигации и ссылок, ведущих на пустые страницы. Качественный контент имеет решающее значение. Отличный контент стал воистину могущественным оружием в арсенале сетевого и мобильного маркетинга, которым пользуется успешный бизнес по всему миру.

Богатство и традиции

Реформа образования поможет преодолеть недоверие к бизнесу.

Для меня богатство - это прежде всего шанс на самореализацию и возможность ставить и достигать важные цели не только в бизнесе, но и в других областях. Но, пытаясь что-то сделать, предприниматель часто упирается в существующие в обществе стереотипы. Считается, что богатые заработали свои средства нечестным путем.

В годы перестройки и развала СССР правила жизни полностью изменились. У людей появилась возможность начать свой бизнес, но на это решились единицы. Тогда надо было рискнуть, взять на себя ответственность, но большинство не было к этому готово. Я не отрицаю, что приватизация в тот период далеко не всегда была честной, но именно она дала толчок для развития частной собственности. Именно на ней во многом основана современная российская экономика, успевшая доказать, что может неплохо развиваться.

Мы часто сетуем на то, что большинство институтов в России так и не развиты, но я думаю, что без приватизации и становления бизнеса, как крупного, так и мелкого, ситуация в обществе была бы намного хуже. Я уверен, что предпосылки для развития бизнеса есть и сейчас, даже на фоне ухудшения отношений с Европой и США и разговоров о новой холодной войне.

Но, к сожалению, сознание меняется медленно. Многие считают, что если они чего-то в жизни не достигли, то виноваты не они, а обстоятельства и окружающие. Этим во многом объясняется низкая предпринимательская активность.

Можно ждать смены поколений и естественного обновления ценностей общества. А можно помочь этому процессу. Например, изменить существующую систему образования, которая в нынешнем виде является одной из причин медленного развития предпринимательской культуры.

О пользе риска

Мы постоянно платим за свою любовь к стабильности.

В нашем обществе довольно предвзятое отношение к богатству. Крупный бизнес, сформировавшийся в 1990-е годы, считают криминальным. Забывают о том, что из пришедших тогда в бизнес остались лишь те, кто умел что-то делать. Я не идеализирую наших предпринимателей. Они уступают по эффективности западному конкурентному бизнесу. Мы это видим на примере российских компаний, купивших активы в Европе (скажем, металлургические заводы), а потом вынужденных с ними расставаться. Истории успеха редки. Наши бизнесмены используют не те компетенции, которые нужны для победы на современных рынках. Им комфортнее работать в России, где есть связи, наезды, хорошие отношения с министром или губернатором.

И все же они лучше следующей волны «олигархов», для которых чем больше налогов с нас, тем лучше — больше будет госзаказ, с которого они зарабатывают. Не всегда они отвечают за большие заводы и компании, за десятки тысяч рабочих мест, главное для них — получить господряд, который затем можно отдать субподрядчикам. Такой бизнес не приведет страну к успеху. Будут сильные госкорпорации, но слабая экономика.

Это процесс, который неизбежно закончится крахом, иначе бы у нас до сих пор работал Госплан. Неэффективность накапливается, распространяется на другие сектора: мы видим, как госбанки все больше берут на себя риски госкомпаний.

Бизнес — это всегда немного хаос. Это процесс, азарт, поиск. У нас готовность граждан рисковать и начинать свой бизнес довольно низкая, и за последние 10 лет она еще уменьшилась. Зато создается много чиновничьих и просто бюджетных рабочих мест. Поэтому люди сейчас все чаще ищут работу, не связанную с рынком и упорным трудом, приносящим видимый, реальный результат.

Кому война - мать родна

Как международные санкции порождают новых миллиардеров.

Первые известные науке санкции были введены в 423 году до н. э., это было эмбарго на пелопонесские товары, которое в конечном счете стало причиной Пелопонесских войн. Сегодня только США поддерживают санкции в отношении около 200 государств, на территории которых проживает более 40% населения Земли.

Санкции бывают персональные, индустриальные и тотальные. Персональные санкции практически не чувствительны в масштабах страны. Нередко они вводятся по согласованию с властями в целях передела внутреннего рынка или в процессе смены элит. Индустриальные санкции почти всегда направлены на подрыв экспортного потенциала (в Средние века это был, например, запрет на импорт шелка из Китая, сегодня запрет на импорт нефти из Ирана) или обороноспособности.

Экономика стран, по отношению к которым применены тотальные санкции, ведет себя всегда примерно одинаково: лишенная источников экспортного дохода, она резко сокращается, возникает безработица, начинает расти инфляция; быстро и активно растет теневой сектор (от подпольного производства до нелегальных валютных операций) — независимый бизнес не выдерживает налоговой нагрузки и вынужден искать пути обхода санкций; социальное обеспечение резко повышает свою экономическую значимость, бизнес в большой степени монополизируется окологосударственными структурами; выделяется прослойка околовластной элиты, рост состояния которой идет намного быстрее, чем при отсутствии санкций. При этом даже тотальные санкции не превращают страны с экспортно ориентированной экономикой в нищие — на фоне существенного ухудшения ситуации экономика приспосабливается, благо кроме внутренних резервов у стран-изгоев находятся союзники — не зависящие от США и Европейского Союза игроки, готовые воспользоваться санкциями для обеспечения выгодной для себя торговли.

Терминальные ценности

qiwi nasdaq

Акции Qiwi бурно растут и быстро падают. Почему совладелец компании Сергей Солонин не хочет их продавать?

Джинсы с цветочным узором, валяющиеся возле пуфика кроссовки, ноутбук в руках — а ведь раньше основной акционер Qiwi Сергей Солонин возглавлял банк и носил исключительно костюмы. «Мне классно, кайфово», — отвечает он на вопрос о том, каково это — управлять технологической компанией.

В день IPO Qiwi на нью-йоркской бирже NASDAQ Солонин все еще был в пиджаке, но уже с вышитой во всю спину красной надписью «For sale». В мае 2013 года инвесторы оценили Qiwi в $884 млн. Солонин, которому принадлежит 24,4% акций компании, свои бумаги не продавал, рассчитывая на рост капитализации. После IPO Qiwi росла быстрее конкурентов, дорожали и акции, капитализация компании к концу 2013 года достигла $3 млрд. В середине марта компания опубликовала годовую финансовую отчетность с позитивной динамикой: выручка выросла на 48%, чистая прибыль — на 66%. Но с начала года акции упали на 40%, даже сильнее, чем рынок в целом. Что происходит с компанией и как она планирует отвечать на новые вызовы?

Вирус Касперского

Евгений Касперский
Как владелец Kaspersky Lab распространил свой бизнес на 200 стран мира.

Ужин подходил к концу, прошла уже пятая перемена блюд, а китайские бизнесмены так ни словом и не обмолвились о сделке, ради которой гендиректор «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская прилетела в Пекин. Касперская пыталась убедить китайцев, что одноименный антивирус не надо воровать, можно просто оформить лицензию и продавать его под собственным брендом. Всего за 30% от стоимости антивируса. Китайцы стояли насмерть: соглашаемся за 3%, либо сделки не будет.

Вечером переговорщики переместились из офиса в ресторан. «Каждые две минуты они наливали до краев и поднимали тост «Кампэй!» — рассказывает Касперская. — Мы были втроем с коммерческим директором и главой местного офиса, а китайцев было девять — они пили «тройками»: пока трое пьют, остальные отдыхают. В тот день мы так и не договорились, а через год все равно вытеснили их [пиратов] из тройки лидеров».

Продвинуть свой продукт «Лаборатории Касперского» удалось не только в Китае: сегодня ее антивирус защищает более 300 млн пользователей в 200 странах мира. Российская компания с выручкой (по итогам 2013 года) $667 млн, 2800 человек в штате и офисами в 30 странах мира входит в четверку крупнейших антивирусных компаний мира. Но в последние 5 лет темпы роста выручки «Лаборатории Касперского» стали снижаться, а приход первого стороннего инвестора обернулся денежными потерями. К тому же весь мировой рынок антивирусов лихорадит: продажи почти не растут, как осваивать продажи для мобильных телефонов, не очень понятно, а уровень кибератак становится все серьезнее.

Как будет справляться с новыми вызовами «Лаборатория Касперского», которой до сих пор нет равных среди всех российских технологических компаний в области покорения мирового рынка?

Валерий Панюшкин. Русские налоговые сказки

Валерий Панюшкин. Русские налоговые сказки
Налоги придуманы не просто так и их нужно платить — большинство людей на земле признают это. Но мало кто понимает, как именно налоги устроены. Тем более — народ. Русские сказители не смогли бы описать современную им, крайне сложную и запутанную, систему налогообложения. Однако же в огромном корпусе русских народных сказок можно найти отрывочные описания, намеки, оговорки, — сложив их вместе, мы получим довольно полное представление о сказочном налогообложении. Налогов множество — и подушные, и подоходные, и с продаж, и с покупок, и экспортные пошлины, и импортные, и акцизы, и церковные десятины, и просто совсем уж необъяснимые поборы. При этом ставки часто произвольны, а собирают налоги все кому не лень. Совершенно очевидно, что уплатить все подати просто невозможно. Однако живут же как-то сказочные персонажи, ухитряются хозяйствовать и не пойти по миру. Как им это удается? 

Эта книга — ироничная попытка пойти туда, неведомо куда, и описать то, неведомо что, — налоговый кодекс волшебного сказочного мира, многие черты которого сохранились и до наших дней. 

Почему книга «Русские налоговые сказки» достойна прочтения:
- Знакомые с детства, но поданные автором в необычной, а порой и крайне неожиданной трактовке, русские народные сказки многое объясняют в природе российского бизнеса, политики и общественной жизни.
- Со сказочных времен система налогообложения не слишком-то изменилась: интересно провести аналогии с сегодняшней ситуацией.
- Прекрасный слог и тонкое чувство юмора Валерия Панюшкина не оставят читателя равнодушным.

Бремя миллиардов

Миллиардеры полезны для экономики, но плохо, когда у них слишком большая доля национального богатства.

Сверхбогатые люди — не только предмет завистливых мечтаний невест и досужих обывателей. Их значение для экономики страны, способы получения богатства и даже уровень образования нередко оказываются предметом научных изысканий. Некоторые из них чрезвычайно любопытны.

В каком климате лучше всего растут миллиардеры? Обычно качество деловой среды измеряется, например, по числу стартапов на количество жителей и долю занятых в собственном бизнесе. Но деловой климат, способствующий развитию мелкого предпринимательства, редко благоприятен и для становления крупных компаний — наподобие тех, благодаря которым сделали себе состояние участники списка Forbes.

Всего в 1996-2010 годах в глобальном списке Forbes присутствовали 996 миллиардеров из 50 стран, разбогатевших благодаря успеху созданных ими фирм, подсчитали Магнус Хенриксон и Тино Санандаджи из стокгольмского Research Institute of Industrial Economics. Это 58% глобального списка. Остальные получили богатство в наследство, заработали благодаря государству (подавляющее большинство российских миллиардеров иностранные исследователи относят к этой категории) или руководя чужими компаниями. Среди американских миллиардеров разбогатевших благодаря созданию нового бизнеса — 65%, а среди европейских — всего 42%.

Джо Хилл. Страна Рождества

Джо Хилл. Страна Рождества
С детства Виктория МакКуинн обладала необычным даром — находить потерянные вещи, где бы они ни находились, пусть даже на другом конце страны. Она просто садилась на велосипед и по воображаемому, но от того не менее реальному мосту отправлялась за пропажей.

В 13 лет Вик ссорится с матерью и убегает из дома, прихватив свой «волшебный» велосипед. Ведь он всегда доставлял Вик туда, куда она хотела. А сейчас она хотела попасть в неприятности, чтобы позлить мать. Так Вик и познакомилась с Чарльзом Мэнксом — психопатом, который увозит реальных детей на «Роллс-Ройсе» из реального мира в свое воображеник — Страну Рождества, где они превращаются в нечто…

Отрывок из книги:

В первый раз Вик МакКуин ответила на междугородний звонок из Страны Рождества, когда была двадцатиоднолетней незамужней матерью, жила со своим парнем в сборном доме двойной ширины, а в Колорадо шел снег.

Всю жизнь проведя в Новой Англии, она думала, что знает о снеге все, но в Скалистых горах он был другим. Бури были другими. О метелях в Скалистых горах она думала как о синей погоде. Снег шел быстро, сильно и неуклонно, и в свете присутствовала какая-то синева, так что она словно оказывалась заточенной в тайный мир под ледником: обиталище зимы, в котором всегда стоит Сочельник.

Тогда Вик выходила на улицу в мокасинах и одной из огромных футболок Лу (которые она могла носить как ночные рубашки), стояла в синем полумраке и слушала, как падает снег. Он шипел в ветвях сосен, словно статические помехи, словно белый шум. Она стояла там, вдыхая сладкий запах древесного дыма и сосен, и пыталась понять, как, черт возьми, она, с саднящими сосками и без работы, оказалась в двух тысячах миль от дома.

Бродячие чиновники

Назначенцам из центра проще будет резать региональные бюджеты.

Давно уже стала банальностью идея американского экономиста Мансура Олсона о том, что «стационарный бандит» в конце концов превращается в заботливого регионального руководителя. Все граждане с нетерпением ожидали этого превращения, практически считали дни. Но не дождутся. Российские чиновники становятся все менее стационарными.

Во-первых, региональные руководители силовых структур давно уже ротируются на регулярной основе. Они практически никогда не являются местными жителями и ничем не связаны с регионом пребывания.

Губернаторы также давно уже не исключительно местные «политические тяжеловесы»: примерно треть просто приезжие, правда, среди них есть и так называемые выходцы из региона.

Вице-губернаторы и министры региональных правительств тоже уже не исключительно местные кадры. Даже если вынести за скобки многострадальную Москву, очевидно, что появился кадровый рынок региональных топ-менеджеров, перемещающихся из региона в регион самостоятельно, вне так называемых кадровых команд губернатора. Впрочем, «кадровые команды» пришлых губернаторов тоже никуда не исчезли.

Индийский эксперимент

Рагхурам Раджан
Как известный экономист Рагхурам Раджан пытается защитить капитализм от капиталистов.

Рагхурам Раджан, 41-летний экономист, возглавивший в прошлом сентябре Нацбанк Индии, может стать одним из самых «предсказуемых» руководителей центробанков мира. Раджан действует по правилам и не связан корпоративными интересами — ни в мире банков, ни среди промышленников. Он пытается действовать в интересах общего блага. Но, как экономист, Раджан прекрасно знает, что краткосрочные интересы у экономических агентов редко совпадают с долгосрочными: «Я еще не встречал промышленника, который не хотел бы понижения ставок. На каком бы уровне они ни находились». Немедленное исполнение желаний промышленника может повредить ему, знает Раджан и оберегает лоббиста от низких ставок, даже рискуя вызвать его гнев.

Необычный глава Центробанка пришел в мировую финансовую элиту из экономической науки. Около го лет он преподавал финансы и банковское дело в Чикагской школе бизнеса Booth — с перерывом на трехлетнюю работу главным экономистом МВФ. Для Индии, где институты часто проигрывают родственным связям и прочим неформальным практикам, назначение Раджана — очень рискованный шаг. В гораздо большей мере, чем последние руководители ФРС США и Европейского ЦБ, Раджан, как глава Нацбанка, пытается действовать не в интересах финансового сектора, а в интересах всей экономики. Это очень сложная задача.

Почему — показано в первой книге, написанной Раджаном вместе с коллегой по Чикагскому университету Луиджи Зингалесом, «Спасение капитализма от капиталистов» (2004). Русский перевод появился вскоре после выхода оригинала под редакцией проректора ВШЭ Константина Сонина небольшим тиражом и не допечатывалась. По иронии судьбы, издателем стал Институт комплексных стратегических исследований, финансируемый структурами Олега Дерипаски. Книга как на пальцах показывает, что капитализм остро нуждается в спасении от его лучших представителей: то,что хорошо для «Форда» и «Русала», далеко не всегда хорошо для США и России. Включая низкие процентные ставки.

Цена насилия

Ханна Арендт. О насилии
Ханна Арендт: решение политических проблем с помощью танков и дубинок — опасная иллюзия.

Удивительно, как быстро меняется реальность — как стремительно, за несколько месяцев из мирного вялотекущего застоя мир погрузился в предощущение войны. Многомесячный Майдан и последовавшая революция, присоединение Крыма и противостояние России и Запада, увеличивающийся градус истерии в общественных дискуссиях — в наш мир вернулось насилие во всех своих формах и страх перед грядущими переменами.

В подобные моменты возникает обширное пространство для исторических параллелей, спекуляций и провокаций. Когда исторические параллели ужасают, а политический анализ не работает, пожалуй, только философия позволяет отстраненно осмыслить то, что происходит здесь и сейчас. Нельзя было представить более подходящего момента для первого издания на русском языке философской работы Ханны Арендт «О насилии». Рассуждение о природе насилия в общественно-политической жизни даст важный урок философии в ожидании перемен.

Опубликованная «Новым издательством» книга не столь известна, как «Банальность зла» — хроника процесса над нацистом Адольфом Эйхманом, которая сделала ученицу Хайдеггера и Ясперса Ханну Арендт одной из самых влиятельных фигур в политической философии XX века. «О насилии» не фундаментальный труд, это скорее развернутое философское эссе, которое можно прочесть за один вечер и на одном дыхании — в том числе благодаря прекрасному переводу Григория Дашевского, помогающего читателю пробиться сквозь плотную теорию и насладиться точным и колким языком Арендт.